1. Перед сборкой очистите все детали
двигателя.
|
2. Перед сборкой деталей нанесите тонкий
слой чистого моторного масла на все поверхности скольжения.
|
3. Замените коренные и шатунные вкладыши,
даже если они имеют незначительные повреждения или износ. При установке
необходимо использовать только новые прокладки. |
4. Установите пружинное стопорное
кольцо в канавку поршня. |
|
5. Установите поршень в шатун
и вставьте поршневой палец через поршень и шатун до фиксации его уже
установленным стопорным кольцом. Проверьте, чтобы относительное положение
поршня и шатуна было таким же, как и до разборки. |
|
6. Установите второе пружинное
стопорное кольцо поршневого пальца в канавку с другой стороны поршня.
|
7. Держите поршень вертикально и проверьте
свободу перемещения шатуна. |
|
8. Установите три части маслосъемного
кольца на поршень:
– смажьте чистым моторным маслом
расширитель маслосъемного кольца и верхнюю и нижнюю части кольца;
– установите расширитель маслосъемного
кольца на поршень так, чтобы концы расширителя были направлены вверх;
– установите нижнюю часть маслосъемного
кольца на поршень. Кольцо может быть установлено любой стороной вверх;
– установите верхнюю часть маслосъемного
кольца на поршень. Кольцо может быть установлено любой стороной вверх;
|
|
9. Проверьте, что расширитель
маслосъемного кольца разделяет верхнюю и нижнюю части маслосъемного
кольца и свободно проворачивается на поршне. |
10. Пассатижами для разжатия поршневых колец установите на поршень
2-е компрессионное кольцо.
|
|
11. Пассатижами для разжатия
поршневых колец установите на поршень 1-е компрессионное кольцо. |
|
12. Расположите замки поршневых
колец как показано на рисунке. |
13. Очистите коренные и шатунные шейки
коленчатого вала от смазки, а смазочные отверстия продуйте сжатым воздухом.
|
14. Установите вкладыши коренных подшипников
на блок цилиндров двигателя. |
|
15. Установите упорные полукольца
коленчатого вала. |
16. Установите коленчатый вал на вкладыши
коренных подшипников в блоке цилиндров.
|
17. Установите оставшиеся вкладыши коренных
подшипников в крышки коренных подшипников коленчатого вала. |
|
18. Расположите отрезки пластикового
измерительного стержня Plastigage на шейках коренных подшипников коленчатого
вала. |
19. В соответствии с маркировкой установите
крышки коренных подшипников.
|
|
20. В определенной последовательности
затяните болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала
в следующем порядке:
TED: а. затяните болты моментом затяжки 39,2 Н•м;
b. в последовательности, обратной затягиванию, ослабьте болты;
с. затяните болты моментом затяжки 19,6 Н•м;
d. доверните болты на угол 90°;
е. доверните болты на угол 60°;
BFD: затяните болты моментом затяжки 54–59 Н•м. |
Предупреждение
Не проворачивайте
коленчатый вал двигателя при измерении зазора коренных подшипников коленчатого
вала.
|
21. Выверните болты и снимите крышки коренных
подшипников коленчатого вала. Измерительным шаблоном измерьте ширину деформированного
пластикового стержня Plastigage и определите величину зазора.
|
|
22. Если зазор превышает предельно
допустимое значение, перешлифуйте шейки коленчатого вала и используйте
ремонтные вкладыши увеличенного размера.
Зазор в коренных подшипниках коленчатого вала:
TED: 0,024–0,042 мм
BFD: 0,018–0,036
|
23. Снимите коленчатый вал с блока цилиндров
и удалите деформированный пластиковый стержень Plastigage с шеек коленчатого
вала и вкладышей коренных подшипников.
|
24. Нанесите тонкий слой моторного масла
на вкладыши коренных подшипников в блоке цилиндров и установите коленчатый
вал на вкладыши. |
25. Нанесите тонкий слой моторного масла
на коренные шейки коленчатого вала и вкладыши в крышках коренных подшипников. |
26. В соответствии с маркировкой установите
крышки коренных подшипников коленчатого вала. |
|
27. В определенной последовательности
затяните болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала
в следующем порядке:
TED: а. затяните болты моментом затяжки 39,2 Н•м;
b. в последовательности, обратной затягиванию, ослабьте болты;
с. затяните болты моментом затяжки 19,6 Н•м;
d. доверните болты на угол 90°;
е. доверните болты на угол 60°;
BFD: затяните болты моментом затяжки 54–59 Н•м. |
28. Проверните коленчатый вал и проверьте,
что он вращается легко и плавно.
|
29. Установите измерительный наконечник
индикатора часового типа на передний торец коленчатого вала. |
30. Переместите коленчатый вал вдоль оси
до упора и установите шкалу индикатора часового типа на ноль. |
|
31. Переместите коленчатый вал
вдоль оси в другую сторону до упора и прочтите значения осевого люфта
на шкале индикатора.
Осевой люфт коленчатого вала: 0,080–0,282 мм.
|
|
32. Если осевой люфт превышает
допустимые значения, необходимо заменить упорные полукольца коленчатого
вала. |
33. Установите шатунный вкладыш в шатун.
|
|
34. Для защиты шейки коленчатого
вала от повреждения, оденьте на болты крепления крышек шатунов отрезки
резиновой или пластиковой трубки. |
35. Проверьте правильность расположения
замков поршневых колец на поршне.
|
36. Установите поршень с поршневыми кольцами
над первым цилиндром, при этом метка F на поршне должна быть направлена
к передней части блока цилиндров. |
37. Проверните коленчатый вал в такое
положение, чтобы шатунная шейка коленчатого вала 1-го цилиндра находилась
в нижней мертвой точке.
|
|
38. Специальным приспособлением
сожмите поршневые кольца на поршне. |
39. Ручкой молотка вдавите поршень в цилиндр
так, чтобы нижняя головка шатуна установилась на шейку коленчатого вала.
|
40. Установите шатунный вкладыш в крышку
шатуна.
|
41. Расположите отрезки пластикового измерительного
стержня Plastigage на шейках шатунных подшипников коленчатого вала. |
|
42. В соответствии с маркировкой
установите крышки шатунов и закрепите их гайками.
Моменты затяжки:
TED: 47–50 Н•м
BFD: 64–69 Н•м
|
43. Выверните гайки и снимите крышку шатуна.
|
|
44. Измерительным шаблоном измерьте
ширину деформированного пластикового стержня Plastigage и определите
величину зазора. Удалите деформированный пластиковый стержень Plastigage
с шеек коленчатого вала и вкладышей шатунных подшипников.
Номинальный зазор в шатунном подшипнике:
TED: 0,20–0,05 мм
BFD: 0,028–0,068 мм
Предельно допустимый зазор: 0,10 мм
|
45. Если зазор превышает предельно допустимое
значение, перешлифуйте шейки коленчатого вала и используйте ремонтные вкладыши
увеличенного размера.
|
46. Нанесите тонкий слой моторного масла
на шатунную шейку коленчатого вала и шатунный вкладыш в крышке шатуна. |
47. Установите крышку шатуна и
закрепите гайками.
Моменты затяжки:
TED: 47–50 Н•м
BFD: 64–69 Н•м
|
|
48. Щупом, вставленным между
шатуном и коленчатым валом, измерьте боковой зазор шатуна.
Номинальный боковой зазор шатуна: 0,110–0,262 мм
Предельно допустимый зазор: 0,30 мм
|
49. Если боковой зазор шатуна превышает
предельно допустимое значение, замените шатун и крышку шатуна. |
50. Нанесите тонкий слой чистого моторного
масла на наружную поверхность и рабочую кромку заднего масляного уплотнительного
кольца коленчатого вала. |
51. Вручную установите уплотнительное
кольцо в заднюю крышку блока цилиндров.
|
|
52. Специальном приспособлением
вдавите уплотнительное кольцо в заднюю крышку так, чтобы торец кольца
находился на одном уровне с крышкой или выступал из нее не более чем
на 0,5 мм. |
53. Нанесите слой силиконового герметика
толщиной 2 мм на сопрягаемую поверхность задней крышки. |
54. Установите заднюю крышку и закрепите
болтами.
Моменты затяжки: 7,8–10,8 Н•м
|
|
55. Удалите герметик, выдавленный
при установке задней крышки на сопрягаемую поверхность масляного поддона.
|
56. Нанесите тонкий слой чистого моторного масла на рабочую кромку
переднего масляного уплотнительного кольца коленчатого вала и гнездо масляного
насоса. |
57. Вручную установите переднее уплотнительное
кольцо коленчатого вала.
|
|
58. Специальном приспособлением
вдавите уплотнительное кольцо в корпус масляного насоса так, чтобы
торец кольца выступал на 0,5–1,0 мм из корпуса масляного насоса. |
59. Установите новое уплотнительное кольцо
круглого сечения.
|
|
60. Нанесите слой силиконового
герметика диаметром 1–2 мм на сопрягаемую поверхность корпуса масляного
насоса, как показано на рисунке. |
61. Установите масляный насос и закрепите
6 болтами.
Моменты затяжки: 19–26 Н•м
|
62. Удалите герметик, выдавленный при
установке масляного насоса на сопрягаемую поверхность масляного поддона. |
63. Очистите сопрягаемую поверхность водяного
насоса.
|
|
64. Установите водяной насос
с новой прокладкой и закрепите болтами.
Моменты затяжки: 19–26 Н•м
|
65. Вверните датчик давления масла.
Моменты затяжки: 11,7–17,6 Н•м
|
66. Смажьте тонким слоем свежего моторного
масла уплотнительное кольцо нового масляного фильтра.
|
|
67. Вверните масляный фильтр
до соприкосновения уплотнительного кольца масляного фильтра с блоком
цилиндров, затем доверните фильтр на 1–1/6 оборота. |
|
68. Установите маслозаборник
с сетчатым фильтром и новой прокладкой и закрепите болтами.
Моменты затяжки: 7,8–11,8 Н•м
|
69. Очистите сопрягаемые поверхности масляного
поддона и блока цилиндров.
|
|
70. Нанесите непрерывный слой
силиконового герметика на сопрягаемую поверхность масляного поддона |
|
71. Установите масляный поддон
и закрепите болтами.
Моменты затяжки: 7,8–10,8 Н•м
|
72. Очистите резьбу болтов крепления маховика
и отверстия под болты от остатков старого герметика. Если герметик невозможно
удалить с резьбы болтов, замените их. |
73. Установите переходную пластину
на блок цилиндров и закрепите болтами.
Моменты затяжки:
TED: 18,6–30,4 Н•м
BFD: 7,8–11,0 Н•м
|
74. Установите маховик или пластину привода
на коленчатый вал.
|
75. Нанесите на резьбу многократно используемых
болтов тонкий слой герметика.
|
76. Специальным инструментом заблокируйте
маховик от проворачивания. |
|
77. В определенной последовательности,
в два или три этапа затяните болты крепления маховика.
Моменты затяжки: 97–103 Н•м
|
78. Установите диск сцепления и кожух
сцепления с нажимным диском.
|
|
79. Установите оправку, центрирующую
диск сцепления и, в несколько этапов, в определенной последовательности
затяните болты крепления кожуха сцепления с нажимным диском.
Моменты затяжки:
TED: 22–32 Н•м
BFD: 18–26 Н•м
|
80. Снимите инструмент, блокирующий маховик
от проворачивания и оправку, центрирующую диск сцепления. |
|
81. Установите клапан и по стержню
клапана установите маслоотражательный колпачок. |
|
82. Специальным приспособлением
запрессуйте маслоотражательный колпачок на место. |
Предупреждение
Маслоотражательные
колпачки впускных и выпускных клапанов различны. Маслоотражательные колпачки
выпускных клапанов имеют 4 зуба.
|
83. Снимите приспособление для запрессовки
маслоотражательного колпачка.
|
84. Установите нижнее гнездо пружины на
головку блока цилиндров. |
85. При наличии, установите защиту гидравлического
компенсатора зазора клапанов.
|
|
86. Установите пружину клапана
таким образом, чтобы витки с мелким шагом (В) были направлены к головке
блока цилиндров. |
|
87. Установите верхнее гнездо
пружины и специальным приспособлением, сожмите пружину. |
88. Установите сухари и снимите специальное
приспособление для сжатия пружины. |
89. Пластиковым молотком несколько раз
ударьте по торцу стержня клапана для того, чтобы сухари установились на
свои места. |
90. При наличии, снимите защиту гидравлического
компенсатора зазора клапанов.
|
91. Аналогичным образом установите остальные
клапана. |
92. Установите прокладку и головку блока
цилиндров на блок цилиндров. |
93. Установите болты крепления головки
блока цилиндров. |
|
94. В определенной последовательности
затяните болты крепления головки блока цилиндров в следующем порядке:
TED: а. затяните болты моментом затяжки 49 Н•м;
b. в последовательности, обратной затягиванию, ослабьте болты;
с. затяните болты моментом затяжки 39,2Н•м;
d. доверните болты на угол 90°;
е. доверните болты на угол 90°;
BFD: затяните болты моментом затяжки 76–81 Н•м.
|
95. Установите гидравлические компенсаторы
зазора клапанов.
|
96. Установите новую прокладку впускного
коллектора. |
97. Установите впускной коллектор и закрепите
болтами.
Моменты затяжки: 17,6–25,5 Н•м
|
|
98. Установите кронштейн впускного
коллектора и закрепите болтами.
Моменты затяжки:
TED: (А) 15,7–22,5 Н•м
(В) 36,3–53,9 Н•м
BFD: 31,4–46,1 Н•м
|
99. Установите генератор и закрепите его
монтажными болтами и регулировочным болтом. |
100. Установите ремень привода
генератора и отрегулируйте его натяжение.
Прогиб ремня привода генератора:
Новый ремень: 8–9 мм
Ремень, бывший в употреблении: 9–10 мм
|
101. Затяните все болты крепления
генератора требуемыми моментами.
Моменты затяжки:
Монтажные болты: 37–52 Н•м
Регулировочный болт: 19–26 Н•м
|
102. Установите переднюю и заднюю проушины
для подъема двигателя. |
103. Грузоподъемным механизмом снимите
двигатель со стенда. |
|
104. Установите выпускной коллектор и обводную трубу охлаждающей
жидкости и закрепите их болтами.
Моменты затяжки: (А) 38,2–46,1 Н•м
|
105. Установите двигателя опору
№3 и кронштейн и закрепите их болтами.
Моменты затяжки: 73,5–102,9 Н•м
|
106. Установите двигателя опору №2 и закрепите
болтами.
Моменты затяжки: 37,2–51,9 Н•м
|
|
107. Установите коробку передач
и закрепите 8 болтами.
Моменты затяжки:
4 верхних болта (1, 2, 3, 4) 89–116 Н•м
4 нижних болта (5, 6, 7, 8) 37–52 Н•м
|
108. Установите стартер и закрепите болтами.
Моменты затяжки: 37–52 Н•м
|
109. Залейте в двигатель моторное масло.
|